Я позабочусь обо всех нас (с)

По всем материалам по фильму выходило, что кинозрителей ждет непростое, тяжелое кино на вечную тему, но снятое так, что заслуживает похвалы критиков и многочисленных номинаций на кинопремии. Мне же было просто страшно снова смотреть кино о войне. Ведь подобные картины должны выбивать зрителей из привычного ритма жизни, да так, чтобы они потом несколько дней приходили в себя. Именно такой картиной был документальный фильм «Наступит ночь» или отмеченная премией Оскар картина «Жизнь других». После их просмотра я не мог нормально спать. С «Раем» ситуация другая: хотя создатели и используют реальные снимки и факты, пытаются воссоздать события, но фильм в итоге вышел почти стерильным. Кончаловский не пытается, как сейчас принято, показать как можно больше жестокости и чернухи внутри концлагерей. Он выстраивает свою историю и дополняет её интервью с героями, в которых те пытаются рассказать о себе, сделать какие-то выводы и возможно доказать, что достойны занять место на небесах.

Жанр
Драма, история, военное
Страна
Россия, Германия
Режиссер
Андрей Кончаловский
Продюсер
Флориан Дейл, Андрей Кончаловский, Александр Броварец
В ролях
Юлия Высоцкая, Петер Курт, Виктор Сухоруков, Филипп Дюкен, Жан Денис Рёмер др.
Премьера в РФ
19 января 2017

На примере небольших зарисовок из жизни Ольги, Жюля и Хельмута автор картины пытается рассказать об ужасах войны и о том, что у каждого своя правда, и выживали люди как могли, всеми возможными способами. Одни приживались, другие действительно верили в идею, а были и те, кто просто жертвовал собой ради других. Но каждому все равно приходится держать ответ перед высшей силой, которой врать нельзя, и каждый из героев получит то, что заслужил.

Самым интересным из персонажей выглядит Хельмут с его собственными суждениями и дворянскими корнями. Но он, как проблемный подросток, стоит на своем, не давая никому вторгнуться в его принципы. Даже его любовь к Чехову, русской литературе и Ольге так и не дают ему возможности освободиться от тех принципов и суждений, на которых выросло его поколение. И хотя под конец фильма кажется, что процесс его изменения развивается в положительном направлении, все остается как было, и финальные слова героя только подтверждают это.

Герои, произнося свои длиннющие монологи или страдающие на камеру, не выглядят актерами. Им веришь, как будто это действительно голоса тех потерянных душ, своеобразная импровизация, а не заученные наспех тексты. Самыми эмоционально цельными и трогающими сценами стали те, где появляются дети и животные - самый верный и беспроигрышный прием, часто используемый кинематографистами всего мира.

При просмотре фильма больше всего раздражает то, что в лагере, где содержится героиня Юлии Высоцкой, на каждому шагу встречаются знакомые лица, ну, вот разве можно так делать? Разве нельзя было подобрать неизвестных актеров, чтобы зрители сопереживали и хотя бы немного верили в происходящее? Создать иллюзию документальной хроники, в которую режиссёр как будто вписал свою актрису.

Всю реалистичность и обыденность постановки создает оператор картины Александр Симонов, который снял последние работы Алексея Балабанова. Все его игры с пленкой и создание эффекта псевдо-документальности пошли истории только на пользу. Оператор эффектно манипулирует сюжетом, перемежая его монологами героев, которые поясняют происходящее. Такое повествование выглядит куда убедительнее голоса за кадром, который в фильмах часто озвучивает мысли героев. Специфики «Раю» и неуютных ощущений зрителям добавляет формат картинки: фильм снят не в привычной рамке широкоформатного экрана, а в визуальном «квадрате» 4:3.

Озвучивают картину подлинные музыкальные классики – Брамс, Штраус, Рахманинов. Сложно представить, что эту роль отдали бы кому-то еще, ведь столь неоднозначные и сложные проекты должны пробиваться к зрителям и с помощью звука.

«Рай» для проката в России купила компания Дисней, специализирующаяся не только на качественном семейном кино, но и на фестивальных картинах, чей кассовый потенциал не так очевиден. Благодаря своему влиянию, компания показывает подобные картины большому числу зрителей. В этот раз они решили не использовать субтитры, а обошлись синхронным переводом, когда зрители слышат и оригинальный текст, и русский.

«Рай» - это такая картина, которая должна быть в фильмографии любого режиссера. Выпустив такой проект про человека, можно смело говорить, что этот автор может справиться с любой темой. Вряд ли картина изменит вас или заставит посмотреть на давно всем известные и пройденные события по-другому. Картина «Рай» лишний раз напоминает, что все мы смертны и всегда должны поступать так, чтобы не было потом слишком стыдно.

Оценка TenStars 6 из 10 Нормально