Должно быть, был момент тогда, в самом начале, когда мы могли сказать «нет». Но мы как-то его упустили (с)

Очередным театральным проектом от Theatre HD, который вышел на большие экраны, стала постановка «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» театра «Олд Вик». Причём спектакль начинается прямо с порога. Главные действующие лица, Дэниэл Рэдклифф и Джошуа МакГуайр, устраивают зрителям настоящее путешествие по театру до самой сцены, которая сыграет наиважнейшую роль в проекте. С минимальными усилиями и манипуляциями, она постоянно будет преображаться в то, что необходимо создателям. Благодаря чему будет создаваться ощущение полного погружения в историю и бесконечности человеческого пути.

Не видя до этого фильма Тома Стоппарда с Тимом Ротом и Гэри Олдманом, я не сразу понял, что за перевертыш оказался передо мной. Ныне известный драматург, Стоппард запустил свою карьеру именно благодаря «Розенкранцу и Гильденстерну». Пьеса, построенная на изнанке шекспировского «Гамлета», выводит на первый план второстепенных персонажей, которые всю постановку пытаются понять, что происходит и как и нужно жить, чтобы все у них было. Судя по тому, что история смешит уже не одно поколение зрителей, эти эпизодники вовсе не такие эпизодичные, как пытался их изобразить самый знаменитый англичанин.

Вообще, особенно в начале спектакля, складывается полное ощущение, что герои уже находятся в своеобразном чистилище. Так уж все вокруг однообразно, а Розенкранца и Гильденстерна никто не отвлекает от минометных диалогов, в которых они так любят упражняться. Разве что встреча с бродячими артистами разнообразит скупое действо. За монетку они готовы развлекать публику всеми доступными способами, даже умереть на сцене. Неожиданно в зале начинают включать свет. Оказывается, здесь, как и при просмотре настоящей театральной постановки, делают небольшие антракты. Так же, в духе кинопоказов начала прошлого века, недавно сделал Квентин Тарантино, понимающий, что зрителям «Омерзительной восьмёрки» просто необходим подобный перерыв. И в антракте приходят первые осознанные впечатления.

Дэниэл Рэдклифф все-таки смог отойти от образа Гарри Поттера, от ассоциаций с которым актёр устал побольше своей публики. А милый болванчик из «Бойфренда из будущего» и последнего на данный момент варианта «Золушки» Джош МакГуайр вообще открывается с совершенно новых сторон: он показывает зрителям как комедийный, так и драматический талант.

Да, где-то выше я уже говорил, что в истории присутствует и всем хорошо известный Принц Датский, но он, как и другие основные персонажи «Гамлета», оттеснён у Стоппарда на второй план. Все внимание отдано тем, кто обычно остается незамеченным и чьи жизни прерываются для зрителей и читателей именно на том месте, где с ними прощаются главные герои. Стоппард подаёт пьесу, как комедию абсурда, и в какой-то части «Розенкранц и Гильденстерн» ей и являются. Но еще автор успевает поразмышлять над всегда актуальными философскими вопросами бытия и самовосприятия, напомнить, что все бренно и повторяется, ведь именно этим объясняется непроходящая популярность классической истории Шекспира… И напоминает про любовь, без которой герои, зрители, да кто угодно вообще, просто не смогли бы существовать.

«Розенкранц и Гильдерстерн мертвы» - своеобразный аттракцион, на который подписывается искушенная публика. Просидеть в креслах около полутора часов, а стоит напомнить, что это одна из самых коротких постановок Theatre HD, следить за речью героев и успевать перепроверять себя с помощью субтитровых подстрочников, а также проводить параллели всего происходящего с «Гамлетом» - не самое простое занятие. Зато для вас приготовлены лучшие места, а кинокамера покажет декорации и актеров с таких ракурсов, которые при обычном походе в театр просто невозможны. Как и гарантировано, что вы расслышите (и прочитаете) каждое слово. И всё это, напоминаю, сопровождает один из самых известных в мире спектаклей XX века в исполнении самого что ни на есть звёздного состава.

Расписание ближайших показов можно увидеть здесь.