Иногда опасные сети - это копна мокрых золотистых волос, а кризис среднего возраста - повод изменить русло жизни. Сюжет нового полнометражного фильма Антона Бильжо «Рыба-мечта» развивается от простой повседневности, пронизанной одиночеством, к сложному хитросплетению необратимых событий, от единственного вопроса ко множеству противоречивых ответов, от прибрежной безмятежности к роковому влечению, тянущему в пучину. Смыслы не нужно искать, их нужно чувствовать, воспринимая лишь зримую часть. Всегда привлекала меня морская тема, несмотря на то, что никаких предпосылок для того в моей жизни не было. Вот и про «рыбу-мечту» стало интересно посмотреть: имеет ли какое-нибудь отношение к этому Сергей Шнуров? Нет. Можно читать дальше.

Симпатичный, но очень серьезный корректор Роман (Владимир Мишуков) прибывает в эстонский городок, чтобы в отдалении от суеты большого города заняться корректурой труда о фауне Балтийского моря. В первый же день с ним знакомится некий Марк (Максим Виторган), который жаждет развлечений и женской компании, но для похождений ему требуется напарник. Роман старается избежать навязчивого общества нового знакомого, отправляется на пляж и, заплыв слишком далеко, начинает тонуть. Внезапно из-под воды появляется прекрасная обнаженная девушка, которая спасает его. Ошеломленный герой даже не уверен, существует ли она, Хелена (Северия Янушаускайте), на самом деле, однако набирается смелости пригласить ее на свидание. К его удивлению, девушка соглашается. С этого момента жизнь Романа переворачивается с ног на голову. Чешуйки на платье, больше похожем на кольчугу, игриво блестят, а жизнь, которая кажется упорядоченной и размеренной, рассыпается как замок из песка.

Антон Бильжо, сын знаменитого карикатуриста, режиссер и автор сценария фильма «Рыба-мечта», не раз участвовал на Кинотавре со своими короткометражными фильмами. Молодой человек заявил о своих способностях весьма четко, следовательно, серьезная полнометражная работа была вполне ожидаемой. Жанр определить почти невозможно, так как присутствие множества различных индикаторов сбивает с толку: притворяясь комедией с налетом эротики, фильм коварно прячет в сердцевине драму, да еще и с криминальными элементами (больше ни единого спойлера вы не получите).

История развивается неспешно, но в то же время непредсказуемо, ведь мы все лучше узнаем героев и пытаемся понять их. Больше всего интригует магическая составляющая картины, которая ставит под сомнение правдивость всего происходящего на экране. Здесь важны границы разума каждого зрителя, ведь именно они определят степень восприятия фантастичности сюжета. Песни будто бы сирен, а не женщин, менталитет сдержанных эстонцев, ностальгический антураж советского санатория и множество колоритных деталей создают атмосферу искусственную, но завораживающую.

Исполнительница главной роли с почти непроизносимой фамилией - сердце этого кино: такое холодное, но живое. Актриса настолько гармонична в этой роли, что совершенно невозможно представить на ее месте кого-то другого. Она доказала свой талант, уникальность и возможность выйти за рамки вообще всего: разума, скромности, допустимого. Режиссер и сценарист после фильма отметили, что было очень сложно найти актрису на роль Хелен из-за обилия откровенных сцен, где она должна быть обнаженной. Но не думайте сейчас про «фу»: ни одного лишнего кусочка голого тела здесь не показано, потому что идея - не про пошлость и обнаженку, а про открытость и наивность человеческой души. Это такая метафора (объяснила я самой себе).

Тот минимум света, который использовался при съемке, играет фильму на руку: мрачноватые холодные цвета и тени усиливают мистицизм картинки. «Рыба-мечта» - это не красивая и веселая история про любовь. Правдивой ее назвать еще сложнее. Она поэтична как роман и прозаична как лживая байка соседа в одно и то же время. Это кино - ожившая фотография морского берега, это притча о том, как малыми средствами и большим усердием можно достичь много, например, создать красивое синее кино с переливами и глубоким очарованием.

История создания продукта делает его еще более загадочным и привлекательным. Привлечение эстонских продюсеров, сбор средств краудфандингом, аскетизм и даже «бедность» как стиль стали выбором создателей. Ретро-атмосфера, пронизанная эротизмом и наивностью, одновременно пьянит разум и заставляет верить в чудеса. Думаю, не одна я соскучилась по подобным фильмам – фантазийным сказкам о страсти, сказкам для взрослых, невероятным историям без спецэффектов и нелепых костюмов. Это дань прошлому, когда такого кино было гораздо больше, когда взрослые люди позволяли себе мечтать… пускай хотя бы и о рыбе.

Оценка TenStars 8 из 10