На этой неделе в прокат выходит новая работа корейского режиссера Пака Чхан-Ука «Служанка». Лауреат международных наград и автор «Олдбоя», чьим фирменным жанром можно назвать триллер, на сей раз снял драму, пронизанную нежностью и темными тайнами.

Действие происходит в 30-е годы XX века в оккупированной японцами Корее. Молодая девушка Соке попадает служанкой в огромное поместье обеспеченного коллекционера книг. Кажущееся образчиком невинности создание на самом деле преследует самую что ни на есть меркантильную цель. Он должна заручиться доверием племянницы хозяина Хидеко и содействовать её браку с мошенником по прозвищу Граф, который мечтает завладеть многомиллионным наследством невесты. Но, разумеется, идеальной аферы из хитроумной задумки не выходит.

Фильм поначалу не вызывает подозрений и играет в мелодраму: в роскошном доме под гнетом деспотичного родственника обитает прекрасная, словно гейша, девушка. К ней на службу попадает не менее очаровательная хрупкая служанка со сложной судьбой. Однако чем дальше раскручивается спираль более чем двухчасового повествования, тем более многогранными оказываются история и каждый из её участников. В какой-то момент мы начинаем видеть рассказ с новых точек зрения, и фильм оказывается своеобразным аттракционом, где невозможно предугадать, когда произойдет следующий крутой поворот.

Неопытность и простодушие оказываются холодным расчетом, хитрость – не более, чем глупостью, а главная жертва в конечном счёте правит балом. Все это происходит в обстановке, сочетающей экзотическую красоту: нарядов, лиц, природы и интерьеров, и атмосферу страшной сказки, где в подвалах обитают опасные создания, прекрасная сакура во дворе – прибежище духа наложившей на себя руки хозяйки, а сам владелец поместья настолько же тиран, насколько и безумец.

Авторский почерк Пака Чхан-Ука начинает проявляться еще в первой половине картины: монтаж то становится рваным и резким, то вдруг замирает, запечатлевая белоснежную кожу актрис, тонких как статуэтки. И чем дальше развивается действие, тем больше в нем становится жестокости, натуралистичности, абсурда и пугающей красоты.

Более того, совершенно неожиданно для зрителя возникает романтическая линия между героинями, и все действующие лица мужского пола оказываются не более, чем второстепенными элементами в коктейле из страсти, ревности, любви и мести. Не зря картина получила номинацию не только на главную награду Каннского кинофестиваля, но и на Квир-Пальмовую ветвь за освещение ЛГБТ-темы в кино. Ставшая в последние годы жалованной тематика здесь освещена иначе, нежели в недавних фестивальных хитах “Кэрол” и “Жизнь Адель”: предельно откровенно, но не прямолинейно. И все же неподготовленного зрителя это может не только удивить, но, возможно, и шокировать.

“Служанка” похожа на яркую причудливую ширму, прячущую страшные пороки людей, падких на деньги и разврат, по которой тонкой каллиграфической линией написана необычная история внезапной, обескураживающей и всепобеждающей любви. Осмелившийся заглянуть за нее увидит не то, что наверняка понравится, но уж точно немного удивит и даже зачарует.

Оценка TenStars 7 из 10 Хорошо