На моей работе мы даже не стали предлагать делать сюжет про «В центре внимания». Слоган «Номинант на премию «Оскар»» напрочь затмил синопсис. Основанная на реальных событиях история журналистского расследования одного из самых громких в истории США секс-скандалов. Корреспонденты бостонской газеты разоблачают случаи педофилии, в которых обвиняются представители Церкви... Все запретные темы в одном фильме.

Вот только «В центре внимания» не о сексе, не о педофилии и уж точно не о церкви. Это фильм о том, что такое настоящая журналистика. И увесистый пинок под зад нам всем: смотрите, как надо делать свою работу. У меня после показа синяк до сих пор не прошёл. Потому что в моём дипломе значится «журналист». Вот только после этого фильма я себя им не ощущаю.

О чём фильм

Так уж получилось, что описание сюжета я уже выдала в самом начале. Так что же остаётся добавить к нему? Что это история о рубрике «В центре внимания» газеты Boston Globe. Знаете, рубрики, которые занимаются статьями-расследованиями. Шеф-редактор отдела Робби спокойно объясняет новому руководителю издания: на подготовку одного материала уходит не меньше двух месяцев. А может уйти и пара лет. В этот момент я представила, как говорю это кому-то из своего руководства, и мой лоб покрылся испариной. Так не бывает. У нас…

Именно новый руководитель, о чём молчит синопсис, прозорливый и уверенный, провоцирует работу над материалом, ставшим всеамериканской сенсацией 2002 года. А команда журналистов - это профессиональные исполнители. В самом правильном и хорошем смысле этого выражения.

На протяжении всего фильма нас заставляют думать, что кто-то из четвёрки сорвётся, проболтается, нарушит какое-нибудь правило или врежет кому-нибудь по лицу. Невероятное напряжение испытывала лично я, когда вскрывалась очередная правда. А их в этом фильме немало. Мои соседи, впечатлительные и в меру набожные люди, охали вслух, когда список порочных священников начал разрастаться в геометрической прогрессии. А я охала каждый раз, когда перед носом у журналистов захлопывалась очередная дверь. Моя бы воля, я бы назвала «В центре внимания» триллером. Хотя драма в нём не менее сильна.

Кто сыграл

Американская киноакадемия в этом году, наверное, дважды пожалела, что у неё нет номинации «За лучший актёрский ансамбль». Но если в «Игре на понижение», с которой «В центре внимания» сражается за актуальность и остроту, ансамбль был довольно условным: герои почти не пересекались, то в этом фильм мы видим редакцию мечты. Какой у меня не было ни на одной работе. Вот так смотришь, и по отдельности все актёры выглядят просто хорошими исполнителями. Каждый точно выполняет свои обязанности в кадре. Но когда они собираются вместе, экран взрывается от выброса профессионализма и ощущение, что каждый сидящий сидит на своём месте. Съёмки в кабинете редакции - самые целостные эпизоды фильма. И если вы спросите меня, кто тут играет главную роль, я скажу «все».

Но, конечно, в первую очередь все выделяют Марка Руффало. Причина проста до невозможного: Руффало единственный вжился в роль физически. Ему надо было «снять» особенность движений и мимику своего персонажа, довольно специфичного человека. Кроме того, главным журналиста Майка Резендеса называют потому, что именно он написал первый из скандальных материалов. Отточенный на, да-да, «Мстителях» интеллигентный и умный рохля (мы берём человеческое обличие) в «В центре внимания» получил логичное и мощное развитие. И, киньте в меня камень, но Руффало продолжает носить внутри себя «супергероя». Вопрос лишь в качестве картины, куда их обоих пригласили.

Вторая номинация на «Оскар» из ансамбля принадлежит Рейчел МакАдамс. Готова признать, что яркая ромкомовская девчонка давно уже играет в высшей лиге. Но конкретно прошлый год - её бенефис. И если говорить о номинациях, то для меня её выдвижение - скорее за совокупность трёх эффектных ролей в 2015. Разбирая по косточкам именно образ Саши Пфайффер, хочется подчеркнуть, что именно потому, что она играла «обычного» человека на не совсем обычной работе, МакАдамс и впечатлила. Ей как раз этот супергероизм внутри себя не нужен. Она блёклая и незаметная, но умная и въедливая. Она не супермодель, но и не демонстративно неряшливая, какими часто любят показывать журналисток «не модных» изданий. А ещё одна единственная женщина вообще в этом фильме. Ну, как тут не номинировать?

И не желаю слышать ни одного выпада в адрес Майкла Китона, что он ничего не сыграл. Он ловко проведёт нас всех. И он же выступит центробежной силой всего отдела. Пишущий руководитель сам приложит немало усилий, чтобы раскрыть все тайны этого пренеприятного дела. И как и остальные герои поставит под удар многое дорогое в своей жизни. Но знаете, что интересно? Фильм настолько сосредоточен на работе героев и на расследовании, что совершенно забывает драматизировать их личную жизнь. И это… прекрасно. А возвращаясь к Китону, он сделал этой ролью чуть ли ни главное преображение в жизни. Он не просто сыграл положительного персонажа. Он сделал это с располагающим к себе выражением лица, что ему от природы даётся сложновато. Так что говоря о преображении Руффало, не забудьте про этого седовласого возвращенца.

Тёмная лошадка отдела - Брайан Д’Арси Джеймс - замыкающее звено отдела «В центре внимания». Вы ничего не ждёте от его персонажа. Кроме ответственного исполнения рутинной работы. Но именно он создаёт в кадре тот самый пресловутый саспенс. Тихий и исполнительный, а не взрывной герой Руффало.

Мужской цветник дополняют Джон Слэттери, Лив Шрайбер, Стэнли Тучи и Билли Крудап. Имена, которые незаслуженно не упоминали нигде. Хотя, я повторюсь, «В центре внимания» редчайший пример в современном кинематографе, где хочется и нужно говорить именно об актёрском ансамбле. Никто не занимает лишнего экранного времени, не делает лишних движений и не пытается хоть на секунду затмить своего партнёра. Не иначе, издание мечты. Что само по себе не похоже на правду.

Документ или миф

Несмотря на все напасти, которые сваливаются на героев, назвать «В центре внимания» документальным повествованием не получается. И это ещё один огромный плюс этого проекта.

За кадром осталась практически вся личная жизнь героев. Нам не за чем видеть их дома за ужином, если там они не обсуждают свою работу или не делают её. Нам совершенно не надо знать подробностей семьях каждого. Сценаристы превращают семьи всех героев в один собирательный образ. У кого-то дети, за которых переживают всем отделом, у кого-то верующая бабушка, с которой после этого расследования не хочется ходить в церковь, у кого-то друг, знающий неприятную правду, а у кого-то приступ рефлексии, понятный любому хоть сколько-то верующему человеку.

Зато нам подробно объясняют и динамично показывают, как правильно собирать материал любой сложности. Протащат по судам и архивам, продемонстрируют, что работа журналиста и в том, чтобы весь день просидеть в кабинете, постранично изучая какие-то талмуды в поисках нужного имени. Неромантизированность этой профессии заставляет поверить в неё ещё больше. Но намекает нам всем: ребята, такую работу можно провернуть, только имея профессиональные связи и, извините, вес в обществе. Boston Globe и шеф.редактор «В центре внимания» его имеют. А вы, 20-летние юноши пылкие со взорами горящими, можете только рассчитывать на своё трудолюбие, терпение и… да, удачу. Отдельное спасибо сценаристам за то, что они не стали убирать этот «облегчающий» работу журналистов эпизод. И когда шок от всего, что зрители услышат за эти 2 минуты, пройдёт, придёт понимание: это просто везение. Которым только опытный журналист сумеет правильно воспользоваться. Как и засунуть куда подальше свою совесть, когда ему нужно в прямом смысле разговорить собеседника. Вытянуть из него информацию, которая его травмирует. «Что именно он делал с вами? Просто «надругался» не достаточно»…

И при всём при этом разговорное кино, протянувшееся по своему внутреннему времени на несколько лет, снято как захватывающий триллер. В серо-бежевых тонах редакции и старых газет, среди костюмов адвокатов и блёклых травмированных героев периодически вспыхивают яркие куртки и книги. Как подсказки, что на этот эпизод стоит обратить внимание. И внутри самого кадра кроется динамика в малейшем движении глаз. Режиссёр Том МакКарти не позволяет засидеться ни своим героям, ни зрителям на одной точке. Он создаёт осязаемое ощущение гонки, при этом подчёркивая: это бег по кругу, это не подвиг, а рутина.

Бесконечный вывод

Я буквально заставляю себя закончить этот текст. Все мысли сказаны. «В центре внимание» - это фильм-потрясение для меня, как журналиста. И я догадываюсь, что мои пережитые за 2 часа стрессы совсем иного толка, чем те, которые переживут другие зрители. Не выйти не примятым после просмотра не получится. Режиссёр не выбирает болевые точки, он просто избивает этим фильмом так, что в конце хочется сказать ему спасибо. За то, что удары прекратились. А потом, через пару дней, когда спадёт эмоциональная гематома, останется умом сформированное мнение: «В центре внимания» один из лучших фильмов прошлого года. И удивительно вовремя говорит нам о вечном.

Оценка TenStars 8 из 10 Отлично