Документальный фильм Стивена Кантора «Танцовщик», повествующий о жизни и судьбе Сергея Полунина, – не только посвящение в его личную историю, но и иллюстрация истории успеха в целом, пример для многих, кто самозабвенно решил отдаться своей страсти. Лента уже была представлена во многих странах, что способствовало распространению славы о темноволосом юноше с горящими глазами и божественной пластикой.

Жанр документальный, биография

Страна Великобритания, Украина, США, Россия

Режиссер Стивен Кантор

Продюсер Габриэлла Тана, Кэролин Маркс-Блэквуд, Лиза Крик Колберн

В ролях Джейд Хейл-Кристофа, Сергей Полунин

Премьера в РФ 18 мая 2017

Все началось с видео на песню Hozier «Take Me to Church», которое было снято в 2015 году всемирно известным фотографом Дэвидом Лашапелем. В одном из интервью Полунин сказал, что видео было его официальным прощанием с балетом, что он бросит танцевать и начнет «нормальную жизнь». Однако события, произошедшие после того, как ролик стал вирусным, изменили мнение юноши, и он снова поддался искушению своей главной страсти.

Родители Сергея Полунина хоть и были далеки от искусства, сразу поняли, что у ребенка талант, и пытались сделать всё возможное, чтобы Сергей достиг успеха. В итоге голубоглазый enfant terrible в 19 лет стал премьером Королевского балета в Лондоне. Вся жизнь Полунина состояла из тренировок, репетиций и выступлений. На остальное у него попросту не было времени.

Глаз камеры Кантора следует за кулисы после спектакля и видит истощенного и бледного Сергея. Сгорбившись, тот бормочет: «Каждый день я надеюсь, что получу травму и тогда я не смогу танцевать». Это мрачная сторона истории – о том, как талант может превратиться из благословения в проклятие. В 2012 году Полунин, будучи премьером Королевского балета, неожиданно объявил о своем уходе. В социальных сетях 22-летний танцор открыто писал о том, что его задушили балетом, что «художник внутри него умер» и что он хочет двигаться дальше.

Кантор – документалист до мозга костей, отсюда его непринужденный стиль, и чувствуется опыт в постановке кино. Видеоархивы из детства Сергея, доступ к которым получил Кантор, попали в фильм. Они делают кино еще более интимным и проникновенным. Кроме того, они представляют неопровержимое доказательство, что Полунин был вундеркиндом. Уже в 11 лет у мальчика с тощими руками и ногами были грация пантеры и ловкость обезьяны, его тело полностью было подконтрольно ему. Однако сырого таланта, каким бы поразительным он ни был, может не хватить, чтобы сделать достойную карьеру, и Кантор показывает, как Полунин превратился из вундеркинда в неуправляемого мятежника.

Все понимают, что Кантор – режиссер, а не балетмейстер, и нет ничего удивительного в том, что он иногда упрощает материал во благо сюжета. Рок-музыка и задорные биты сопутствуют сценам становления Полунина как танцора, что подчеркивает его бунтарскую природу (истории о наркотиках и татуировках – из той же оперы). Желание Кантора сгустить мрак объяснимо – он хочет показать нам и темную сторону героя, заставить нас увидеть в нем не только мелькающую фигурку в трико, но и личность спорного характера. Режиссер будто выражает беспокойство, вполне объяснимое, о Полунине, судьба парня волнует его не меньше, чем тайна природы его таланта.

Стивен Кантор весьма близко подобрался к почти что мифологическому персонажу, который насыщает воздух вокруг себя электричеством движения и музыкой тела. Юноша, сказочный кентавр с томным взглядом и многочисленными татуировками на теле, ни от кого не скрывает, что относится к своему ремеслу, как к наркотику. Мы будто шпионим за гением танца, подглядывая за кулисы, как это делают танцовщицы кордебалета, но видим больше, чем они: личную драму Полунина, его творческие муки, желание достичь чего-то большего, новаторство, безумие и эпатажные выходки. Танец для Сергея – связующее звено между прошлым и будущим. Он рассказывает историю без звуков и слов.

«Танцовщик» - без сомнений, мотивирующее кино. Кроме того, оно дает ответ на многие важные вопросы. О становлении личности, о поиске себя, о раскрытии таланта, о воле к победе, о преодолении препятствий. Оно не говорит, что «возможно все», оно указывает на то, что путь к славе – тернистый и трудный, и что ради славы часто приходится жертвовать чем-то очень дорогим. Несмотря на видимую «правдивость» ленты, прошло время, и то, что сегодня происходит в душе Полунина, - загадка. Ясно одно - он стал магнитом для журналистов, и во время интервью он, как правило, говорит все, что у него на уме. О нем говорили и писали, как о нелюдимом, ленивом молодом человеке со странностями и звездной болезнью. Прочитать и услышать можно многое, но стоит лишь увидеть, как он танцует, и все вопросы отпадут.

Оценка TenStars 7 из 10