Кантемиру Балагову в день премьеры «Тесноты» исполнилось 26 лет. Молодые режиссеры и их смелые проекты всегда находятся под прицелом взглядов критиков и окружены циничными замечаниями старших коллег по цеху. Но Кантемир, молодой и уверенный, смотрит на это со сдержанной улыбкой: его интересует только то, удалось ли ему достичь своего собственного идеала.

Жанр Драма

Страна Россия

Режиссер Кантемир Балагов

Продюсер Николай Янкин

В ролях Дарья Жовнер, Ольга Драгунова, Артем Цыпин, Вениамин Кац, Назир Жуков, Егор Шевяков

Премьера в РФ 3 августа 2017

Сюжет «Тесноты» повествует о событиях, происходивших в городе Нальчик в 1998 году. В еврейской общине радость - юные Давид (Вениамин Кац) и Лея решили пожениться. После семейного торжества пара исчезает в центре города. Мать (Ольга Драгунова) находит записку с номером телефона. Ребят похитили и за них просят выкуп, причем большой. Найти выход из этой ситуации непросто, ведь сумму сложно собрать. Спасение брата ложится на плечи его старшей сестры Иланы (Дарья Жовнер), которая совсем не готова жертвовать самым дорогим - свободой.

Название «Теснота» полностью оправдано. Она, как тесная водолазка, которую в детстве заставляли надевать родители, как суп, который никак не кончится в тарелке. Она про ностальгию, но не светлую, а ту, которая тяготит. Художник Балагов подчеркивает это отсутствием солнечного света и обилием крупных планов, в непривычном кинозрителю формате 3:4 показывая, что все эти люди еле помещаются на экране рядом друг с другом.

В фильме многие роли исполняли непрофессиональные актеры, что, впрочем, лишь ещё больше усилило реализм. На пыльных пестрых улицах Нальчика живут обычные люди, судьбу которых мы наблюдаем. Исполнители главных ролей, всё же профессионалы, справились с задачей идеально: семейные отношения показаны глазами детей.

Дарье Жовнер стоит посвятить отдельный параграф, а лучше - книгу. Невероятно красивая в своей естественности девушка оборачивается пресловутым лишним человеком, все по-классике. Но какой же нужен талант, чтобы изобразить Чацкого в юбке, с огненными глазами и волей воина. Илана проживает жизнь, чужую, тягучую и дружную, принимает решения и взрослеет на наших глазах. Это не про подростковые переживания, а про самые настоящие страсти, о которых все говорят, но которые на самом деле мало кто испытывал.

«Теснота» - это моральный, политический и семейный кризис в одном флаконе. Она про роль семьи, про «хочу» и «надо», про национализм, про войну и, конечно, про любовь. Любовь в избытке может стать ядом, напоминает нам фильм, грозя кинуть в лицо какую-нибудь невыносимо тяжелую и тоскливую сцену, однако сдерживается и не уходит во мрак полностью.

Цветовое решение достойно отдельной похвалы. По словам самого Балагова, цвет для него был ключевым элементом, и он тщательно следил за соблюдением цветовых схем в соответствии с героями и сценами. Это сразу заметно, так что глаз перфекциониста порадуется такому синему-синему фильму - цвета полевого василька.

Фильм принес Балагову приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале, а это серьезное достижение для дебютанта. Но даже не будь у «Тесноты» этого приза, она все равно выделяется своей самобытностью, стилем и многогранностью. Это хороший фундамент для дальнейшего совершенствования и развития своего стиля. Так что смотрите и анализируйте, а потом ждите следующих картин Кантемира Балагова, которые, я уверена, будут еще интереснее.

Оценка TenStars 9 из 10