Помните недавний мультфильм «Монстры на каникулах 2»? Там был эпизод, когда родственники Джонатана, того рыжего нелепого парня, приезжают в отель к Дракуле. И подходит к ним Франкенштейн знакомиться. Говорит: «Здрасьте, я - Франкенштейн. Вообще-то меня так назвали по фамилии моего создателя…»

Когда я смотрела этот эпизод, я захотела встать и поаплодировать авторам. В детском мультфильме кто-то удосужился объяснить одно из главных литературных заблуждений. Франкенштейн - это не монстр, а человек его сшивший и ожививший. Хотя, конечно, зависит от угла зрения. Ведь создавать жизнь их мёртвой плоти - не это ли можно назвать чудовищным деянием?

Режиссёр Пол МакГиган вместе с парочкой эффектных британских актеров решил покопаться в классике научной мистики и найти объяснение, зачем же Виктор Франкенштейн, гениальный учёный, создал своего Монстра.

Жанр: мистика, триллер, драма

Страна: США

Режиссёр: Пол МакГиган

В ролях: Джеймс МакЭвой, Дэниел Рэдклифф, Джессика Браун-Финдли, Эндрю Скотт, Чарльз Дэнс, etc.

Похожие фильмы: все экранизации «Франкенштейна», особенно кинотеатральная постановка Дэнни Бойла.

Премьера в РФ: 26 ноября 2015

Что происходит

«Раз прерывается жизнь, значит можно прервать и смерть» (с)

За кадром звучит голос… Это Игорь. Пока что цирковой горбун, а уже скоро - помощник безумного, но талантливого студента медицинской академии Виктора Франкенштейна. Когда они в 4 руки спасают жизнь воздушной гимнастке, Франкенштейн видит для себя подходящего соратника в своих, прямо скажем, небогоугодных опытах. А Игорь… обретает новую жизнь, внешность, имя и дело своей мечты - медицину. Правда, создание гомункула медициной в викторианской Англии назвать язык ни у кого не повернётся. Но ведь Виктор преследует благую цель, он мечтает возвращать к жизни любимых людей… и гомункул - лишь его первый эксперимент.

Причём тут английская классика

Скажем прямо, от произведения Мэри Шелли в фильме Пола МакГигана осталось лишь имя главного героя и идея создания нового живого существа из кусочков других людей. «Виктор Франкенштейн» - совершенно новая история, как и Существо, сшитая из фрагментов уже когда-то виденных и читанных других историй.

Ну, например, откуда взялся Игорь? Кто он вообще такой? И зачем он понадобился в этом фильме? А главное, почему этот персонаж кажется таким… естественным?

Да всё просто, у каждого великого злодея должен быть помощник. И однажды придуманный ради разнообразия сюжета уродливый и небрезгливый слуга Франкенштейна превратился в отдельно взятый стереотип. Читаешь или смотришь готические ужасы - обязательно его там встретишь. Правда, он не будет таким симпатичным, импозантным, умным и благородным, каким его изобразили в новом фильме. Ну, так это уже ответ на вопрос «зачем».

Задумка режиссёра была в том, чтобы создать на экране яркий и безумный дуэт двух актеров - Джеймса МакЭвоя (Франкенштейн) и Дэниела Рэдклиффа (Игорь). Их взаимодействие на экране, простите, настоящая удавшаяся химическая реакция. Но об этом чуть позже.

Игорь нужен этой истории не просто как рассказчик и помощник. Самой своей жизнью он противопоставлен Виктору Франкенштейну. Обиженный людьми, он всё равно к ним тянется. А не запирается, как хозяин, в своем стимпанковском жилище, проклиная человеческую недалёкость и зашоренность. Сердце Игоря и разум открыты будущему, а не зациклены на прошлом. Игорь - это светлая сторона Франкенштейна. Или, скорее, он с Франкенштейном - единое целое. Два сердца, две пары лёгких… Только одна половина гниёт от какой-нибудь гангрены, а вторая бросает все имунные силы на поддержание жизни в этом огромном теле с единым гениальным мозгом.

Проще говоря, Игорь тут совсем не лишний.

Чего не скажешь о персонаже Джессики Браун-Финдли. Спасённая воздушная гимнастка оказывается центром любовных переживаний во «Франкенштейне», и это самая катастрофическая сюжетная линия в фильме, потому что не несёт зрителям ничего, кроме приятно-обязательных переживаний при просмотре.

Ведь, забегу немного вперед, ключевое определение «Виктора Франкенштейна» - развлекательное кино. А значит при просмотре кроме этой невнятной девушки вы еще встретите ещё массу элементов, не несущих в себе никакого великого смысла. Хотя, если надо, я и в ней вам могу его откопать. Как Франкенштейн выкапывал свежие тела, чтобы составить из них своё Существо. Ну, а я тут рецензию составляю.

Введённый в фильм фанатично-религиозный инспектор с лицом Эндрю Скотта, который давно уже носит лицо современного Мориарти, смотрится в этом сборище безумцев куда уместнее воздушной гимнастки. И честнее. Ведь действительно, опыты, проводимые Франкенштейном, даже в медицинской академии середины 19 века способны вызвать религиозные споры. И должен же быть у Виктора какой-то враг. Так этот хотя бы логически обоснован.

Таким же стереотипными выглядят все второстепенные персонажи. Вот только дело в том, что, кажется, актёры знают, что они играют стереотипы. И английская драматическая школа снова передаёт привет: они делают это хорошо.

Главные действующие лица

Ну, а теперь о них самых. Я коротко. Как я уже писала, есть ощущение, что фильм создавался исключительно ради дуэта МакЭвой-Рэдклифф. Тот эмоциональный шторм, который актёры устраивают в кадре, лично меня прижал в кресло на все 2 часа, что идёт фильм.

И если Джеймс МакЭвой играет на комфортной ему территории - вспыльчивый безумец с надломом внутри, то Рэдклиффу предоставили огромное пространство именно для демонстрации актёрских способностей. Парню давно уже пора избавиться от налёта Гарри Поттера. И он ради этого готов и на полусогнутых ходить, и руки в кровище пачкать, и заикаться… Мне кажется, если его спросить, он ответит: «Я еще и вышивать могу, и на машинке тоже…»

Но главное, что в паре шотландец и англичанин не перебивают друг друга, не устраивают разборки Елизаветы против Марии Стюарт, а создают целостное, эмоциональное, я бы даже сказала, слегка психованное кино.

Почему это стоит видеть

Особое место в «Викторе Франкенштейне» занимает антураж. Это вам не суровый реализм. Это вам не условная реальность какая-то. Это настоящий готический триллер с обязательными вычурными декорациями, в которых от движения одной шестерёнки приходит в движение весь механизм. По качеству визуального восприятия «Франкенштейн» может поспорить с недавним «Багровым пиком». Проспорит, конечно, но с небольшим отрывом.

Я всё никак не могла подобрать слово, которое достойно могло бы охарактеризовать построенную МагГиганом реальность, пока мне его, буду честной, не подсказали. Кто-то в его команде явно увлекается стимпанком. И воспользовался их средой для создания декораций к «Франкенштейну».

А мне, пожалуйста, телефончик художника по костюмам. Если Яни Темиме пошьёт мне хотя бы пару жилетов, какие в фильме носят Рэдклифф и МакЭвой, я стану самым стильным корреспондентом российского телевидения.

Ну, и, конечно, стоит дождаться появления в кадре Существа. Он, как и всё в этом фильме, нереальный и нарочитый. Но в этой нарочитости нет ошибки художников по спецэффектам. Существо пугающее и вполне осязаемое. Но вы же помните, фильм развлекательный. А значит должна быть соблюдена та граница между сказочностью и реализмом, чтобы «Виктор Франкенштейн» ни в коем случае не перешагнул за экран.

Финальный удар молнией

Надо ли говорить, что я люблю такое кино? Мистическая составляющая поверх драмы, безумные и ужасающе прекрасные декорации, немого экшена, чтобы не заскучать, немного философии, чтобы время не казалось потраченным напрасно, минимум любовной лирики и обязательная порция шокирующей расчленёнки. Вроде ничего не забыла? А, да, и британцы. Много британцев.

«Виктор Франкенштейн» точно не претендует на звание умного серьезного фильма. Развлекательная составляющая в нём вынесена на первый план. И потому любые отклонения от заданного курса, будь это актёрская игра или внезапная сверхидея, удивляют куда больше, чем если бы картину позиционировали драмой. Жаль только, что прокатчики предлагают зрителям идти на фильм ужасов. Потому что поклонников этого жанра постигнет разочарование. А поклонников готических триллеров такое позиционирование может просто не привести в кинотеатр.

Вот поэтому я пишу.

Оценка TenStars 7 из 10 Хорошо