Вежливо уступив дорогу молодому Человеку-Пауку, Брайан Крэнстон, очевидно чуть более старшего возраста и большей мудрости, неспешно отправляется в свой прокатный путь с разговорной драмой о переосмыслении жизненных ценностей. Ажиотажу очередного становления супергероя как будто бы противостоит философия добровольного отшельничества и попыток понять, что же на самом деле считать важным. Так и зрителю, пришедшему в кинотеатр в эти прохладные дождливые выходные (пишу я из Москвы), предстоит сделать непростой выбор: отдать своё время безусловно качественному, но всё равно развлечению, или позволить затянуть себя в эту неторопливую и местами откровенно депрессивную, но встряхивающую дискуссию о смысле бытия.

Жанр драма

Страна США

Режиссер Робин Суикорд

Сценарий Робин Суикорд

Продюсеры Бонни Кертис, Венди Федерман, Джули Линн и др.

Оператор Андрей Боуден Шварц

Музыка Аарон Цигман

В ролях Брайан Крэнстон, Дженнифер Гарнер, Джейсон О’Мара, Беверли Д’Анджело, Йен Энтони Дэйл, Пиппа Беннетт-Уорнер, Эллери Спрейберри и др.

Премьера в РФ 6 июля 2017 года

Говард Уэйкфилд однажды решил не приходить домой. Самоуверенный енот заманил преуспевающего адвоката в бытовую пристройку на его же собственном участке. И с чердака этого домика Говард увидел всю свою жизнь со стороны. Сначала буквально, потом ментально. Увидел и переосмыслил.

За этим кратким описанием сюжета скрывается полная колода жанровых выступлений Брайана Крэнстона, звезды сериала «Во все тяжкие», но, что важнее, блестящего драматического актёра. Даже лицедея, потому что первую треть фильма иначе как лицедейством с его стороны не назовёшь. За ним, наблюдателем, наблюдать куда интереснее, чем за его семьей. И режиссёр Робин Суикорд решает не отходить от героя ни на шаг. Но ведь зрителям хочется узнать, что происходит по ту сторону чердачного окна, и Крэнстон иронично, а порой даже зло пародирует всех участников застекольного процесса. Читает по губам, что говорят его жена, тёща, дочери, юрист, и разыгрывает каждого в лицах, не теряя своего собственного. Его насмешки и ужимки так легко заражают, что кажется, перед нами развернётся остроумная трагикомедия. Но, очевидно, режиссёр решила, что это будет слишком просто. И выкручивает регулятор «траги» побольше. Что вовсе не вгоняет в тоску и трагизм главного героя. Лицедействовать Брайан Крэнстон будет до самого финала.

Несмотря на наличие других героев, кажется, что говорит в этой картине только Крэнстон. Монолог о ценностях, озвучивание других людей. Даже залезая в воспоминания, где нет никакого стекла и Дженнифер Гарднер может сама отвечать своему экранному мужу, актёр сохраняет лидерство в кадре и в зрительском восприятии. Кажется, что и там он сам себя соблазняет, сам с собой ругается. А другие люди - как куклы в детской, которых режиссёр переставляет по экрану туда, где они нужны её ведущему актёру.

Обычно такие фильмы называют бенефисом. Но для «Во всём виноват енот» такое определение кажется слишком простым. Хаотично, на первый взгляд, разбрасывая флэшбэки внутри настоящей истории и обнажая в ней неожиданные слои, Суикорд усложняет композицию фильма каждые 10 минут. Пресловутый метод снежного кома именно в этой картине выглядит на 100% оправданным и добавляет ей триллеровости: если вы, как и я, не читали рассказ Эдгара Лоренса Доктороу «Уэйкфилд», предугадать, куда заведёт сюжет и его развязку, сложновато.

Отчасти потому, что мы, пусть и живущие попроще семейства Уэйкфилдов, сами заложники своих удобств. Мозг в процессе просмотра включает режим протеста. Это вам не «Ешь, молись, люби», где освобождение персонажа Джулии Робертс от городского и наносного сопровождалось объеданием домашней пастой в итальянских двориках, медитацией на Бали и поцелуями с Хавьером Бардемом. Это театрализовано натуралистичное кино, в котором переосмысление равняется бомжеванию со всеми сопутствующими признаками: неопрятность, грязь. Падение героя с вершины привычного нам уюта происходит настолько стремительно, что поначалу выглядит даже неправдоподобно. Ценитель панкейков из ресторана фешенебельного отеля довольно быстро постигает премудрости бездомного существования. Но стоит вслушаться в монолог героя, как становится понятно, его падение прямо пропорционально пику снобизма, с которого он себя низвергает. Его осознание, насколько он зажрался, заставляет невольно озираться по сторонам: а нет ли у меня ничего лишнего? Оттого падение Уэйкфилда оказывается столь болезненным, а значит потенциально катарсическим.

Особой глубины «Во всём виноват енот» добавляет любовно-сексуальный мотив, которого, говорят, в рассказе не было: его развила Робин, известная, в первую очередь, как талантливый сценарист, а не режиссёр, и который Уэйкфилд кладёт в основу всей своей новой философии. Больше всего его заботят отношения с женой в исполнении Дженнифер Гарднер. Он в каждой новой сцене снимает с них шелуху, слой за слоем, оголяя сердцевину - чистую любовь, в которую, кажется, сам уже давно перестал верить. И этот мотив так же сбивает с ног. Неужели можно вот так просто откинуть все условности, других людей и честно сосредоточить все помыслы на одном единственном человеке. Даже дети, девочки-близняшки, в какой-то момент перестают волновать героя. Есть только женщина, на которой, как мы понимаем, сошёлся клином белый свет. В мире, где модно быть равнодушным, такой мотив вполне сойдёт за манифест.

Вот только с киноженой Крэнстону явно не повезло. Хотя подозреваю, что режиссёр специально выбрала на эту роль Гарднер, очевидно не способную перетянуть ни себя внимания больше, чем это требуется. Записная супруга успешного мужа, роль, взятая как будто из многих её других фильмов (такой она была в «Девяти жизнях», «Странной жизни Тимоти Грина», «Как по маслу»), а может даже и жизни, в которой она растит детей мятущегося Бена Аффлека.

Несмотря на путешествия в прошлое, уличные вылазки, и выбивающуюся своей банальностью из оригинального тона повествования сцену в лесу, «Во всём виноват енот» смотрится фильмом камерным, замкнутым не только на герое, но и на его чердаке. В какой-то момент рассказ начинает казаться монотонным, но оторваться от меняющегося Крэнстона к этой минуте уже невозможно. И предусмотрительно усыпленное защитным механизмом сознание всё равно продолжает впитывать открываемые им премудрости, точнее наоборот, «простоты» жизни.

Остроумный и загадочный, медлительный и вместе с тем увлекающий, «Во всё виноват енот» способен породить действительно бурю эмоций, но такую же глубинную и тихую, каким будет прокат картины. Едва ли на неё пойдут зрители, не ценящие либо таланта Брайана Крэнстона, либо так называемого фестивального кино. Поэтому есть предложение к прокатчикам: выдать каждому крупному кинотеатру по еноту. Пусть заманивает. А дальше уже во всём виноват будет Брайан Крэнстон. Например, в том, что этот фильм кому-то понравится.

Оценка TenStars 8 из 10 Отлично