Случайности не случайны, говорит один анимационный персонаж. И я склонна ему верить, потому что иначе объяснить эту цепочку совпадений не получается. Я еду в Казань читать мастер-класс, мне звонят производители и прокатчики фильма "Яна+Янко" и приглашают на казанскую премьеру, а на следующий день один из студентов выказывает желание написать что-нибудь на наш сайт. Как вы понимаете, я всем сказала "да".

Но поскольку своего аккаунта у Богдана Прилуцкого пока что нет, пусть кусочек славы за размещение материала перепадёт и мне.

Жанр комедия, семейный

Страна Россия

Режиссер Наталья Меркулова

Оператор Олег Кириченко

Композитор Антон Шварц

Продюсер Анна Меликян, Олег Кириченко

В ролях Олеся Судзиловская, Даниль Зинатуллин, Максим Виторган, Артур Смольянинов, Владимир Мишуков, Александр Ревва и др.

Премьера в РФ 13 апреля 2017

Кино - это на самом деле просто. Когда работаешь на широкую аудиторию, всегда держишь в голове несколько неписанных правил - делай проще, понятнее и максимально искренне. Примерно так же и с рецензиями на такое кино: всегда держишь про себя несколько условных правил - «ну, это же не на оскар, один раз пойдет...». Фундаментальная ошибка обоих подходов в том, что за каждым из них стоит не профессиональная задача или миссия, а ремесленная цель, которую легко уложить в одно предложение. Как вся эта философия связана с новым фильмом Натальи Меркуловой «Яна и Янко», с российским кинематографом и российским зрителем в целом? Давайте разберемся.

«Яна и Янко» - это семейная картина, которая за классические полтора часа рассказывает нам историю о том, как хаотичный образ мышления и поведения трудного ребенка разрушает почти математически выверенный образ жизни властной и строгой женщины. Фильм очень стандартный, эмоционально ровный и сюжетно линейный, поэтому ругать его за сотканный из всех существующих семейных фильмов сценарий глупо, заспойлерить невозможно. Это тот случай, когда ты в первый раз встречаешь на экране персонажа и уже через 15 минут рассказываешь сидящему рядом знакомому, как его судьба в конце фильма сложится. Но надо понимать, этот фильм - для особой категории зрителей. Для тех, кому семейные фильмы представляются не просто утренним фоном в выходной день, а жанром, вызывающим чувство тепла и безопасности, при просмотре которых невольно вспоминаешь атмосферу собственного семейного уюта. И их подстерегают странные ощущения при просмотре.

Нет, это не разочарование и нет, это не восторг. “Яна и Янко” может удивить отличной игрой Олеси Судзиловской, которую по началу даже не особо узнаешь, с одной стороны, потому что она точная копия Миранды Пристли из “Дьявол носит Прада”. Но с другой, потому что, играя в принципе привычную для себя роль, она в ней раскрывается как отличная актриса, потому что ты веришь, что конкретный человек испытывает конкретные эмоции к окружающей его в фильме действительности, а не пытается их придумать и нафантазировать. Кроме того саундтрек пару раз заставляет тебя достать телефон и зашазамить несколько отлично вписанных в сюжет композиций. Но с другой стороны, в ленте есть настолько стандартные мелодии, которые сейчас активно используют блогеры, что ты перестаешь воспринимать это как кино и видишь лишь каламбур. И вот это постоянное балансирование между нарачито клишированным фильмом и попыткой создать по настоящему хороший семейный проект, которыми кинотеатры не часто радуют зрителя, вызывает ступор.

Сначала ты закатываешь глаза от того, что вспомнил, из какого фильма взята эта сцена, а потом покрываешься, хоть и мимолетными, но все же мурашками от хорошо срежиссированной сцены, где актерская игра сочетается с отличной драматической мелодикой, а все действо завершается мило разыгранной ситуацией, которая не может не вызвать улыбку. Это неизбежно разделяет зал, где одна половина будет одарена хорошей и ненавязчивой семейной комедией, а другая будет долго спорить о том, как жалко, что клише не подпадает под форму плагиата.

И в такие моменты ты ловишь себя на мысли… Нет, не на той, где ругаешь режиссера за то, что тот переборщил с откровенно пошлыми местами, когда семилетний ребенок заглядывается на выпирающие части тела девушек и спрашивает, был ли у мамы секс. А на той, где становится грустно, потому что понимаешь, что сегодня российскому кино не хватает одного важного звена в цепи, которую режиссёр, такой далёкий от своей аудитории, протягивает зрителю. И совсем грустно становится, когда в эти мысли врывается шёпот с соседнего ряда: «Хороший фильм, спасибо, что не Яйца Судьбы». В такие моменты возникает вопрос даже не к режиссёру, а к тому, кто вывел эту картину на экран, к продюсеру.

Продюсер сегодня не просто человек, способный найти спонсоров, средства и обеспечить выход картины в прокат . Продюсер - это тонкий манипулятор, который и создает конечный продукт. Зритель чувствует, когда перед фильмом стоит задача заработать деньги, как, например, с фильмами, вроде “Друзья друзей”, где всё делается для галочки. Публика повнимательнее считывает, когда картина создана с упором на награды и овации кинокритиков, подобно фильму “Девушка из Дании”. И, кстати, может именно поэтому награда за лучший фильм на “Оскаре” в первую очередь продюсерская? В «Яна и Янко» виден неплохой потенциал, и мы бы не стали так долго разбирать довольно посредственный фильм, если бы в нем не было по настоящему достойных моментов, которые могут и порадовать, и улыбнуть, и зарядить приятным и легким настроением при выходе из зала.

“Яна и Янко” - малозаметная картина. Это не потенциальный блокбастер, чья рекламная компания может раскрыть больше деталей фильма, чем сам его просмотр. Это определенно картина, которая заставит вас хотя бы просто задуматься, что же в ней не так. И даже когда к вашему лицу приближается ладонь, которая хочет закрыть лицо от стыда из-за некоторых сцен фильма, вы все равно выходите из кинотеатра с ощущением, что посмотрели фильм, где люди знают, что такое настоящая семья. И именно тогда понимаете, что на фоне таких же пошлых и часто неуместных картин, “Яна и Янко” и вправду, заставляет сказать «Спасибо, что не Яйца Судьбы».

Оценка TenStars 5 из 10 Заурядно