Мы не ангелы Божьи, мы не эльфы из книжки про любовь. Наш дом — ночь, и мы пляшем так бешено, что под ногами не успевает вырасти трава. (с) Деннис Лихэйн «Ночь - мой дом»

Гангстеры, смертельно опасная любовь, перестрелки и сухой закон - что может быть заманчивее, чем прочитать такую историю? Только увидеть её в кинотеатре. Сейчас Деннис Лихэйн – один из тех писателей, которых любит Голливуд, и каждое новое произведение покупается продюсерами задолго до публикации. Довольно долгое время Лихэйн не хотел перерабатывать свои истории в сценарии и всем режиссерам, даже самым именитым, таким как Клинт Иствуд и Мартин Скорсезе, приходилось объяснять, почему именно они должны заняться этими историями. Бену Аффлеку долгое время писатель вообще не давал разрешения на экранизацию «Прощай, детка, прощай», но потом перспективный режиссер пообщался с Лихэйном лично и любовь к Бостону объединила их. А потом уже сборы и отзывы критиков закрепили их дружбу. Именно она позволила начать работу над новым совместным проектом – «Закон ночи».

Жанр
Драма, Криминал, Боевик
Страна
США
Режиссер
Бен Аффлек
Продюсер
Бен Аффлек, Леонардо ДиКаприо, Дженнифер Дэвиссон
В ролях
Бен Аффлек, Зои Салдана, Эль Фаннинг, Сиенна Миллер, Брендан Глисони др.
Премьера в РФ
12 января 2017

Америка времен сухого закона, гангстеры делят рынки сбыта алкоголя. Грабитель Джо Коглин, потеряв все, решает пойти против своих принципов и принимает предложение работать на итальянского мафиози. Занимаясь бутлегерством, он зарабатывает огромные деньги, обзаводится связями и становится слишком опасным. И теперь его крёстный отец, а также многочисленные враги, которых Джо нажил вместе с богатством, пытаются отобрать у него все.

Как говорит сам Бен Аффлек, для него «Закон ночи» - фильм-мечта. И снял он его дорого и богато, со смаком, кровью, жестокостью и эффектными гонками на машинах. Хотя есть ощущение, что взялся оскароносный режиссер за проект, который ему еще не по зубам, уж слишком много сюжетов и героев нужно было запихнуть в двухчасовую картину. При этом не слишком отвлекая зрительское внимание от главного персонажа в исполнении Бена Аффлека.

Книга «Ночь – мой дом» Денниса Лихейна постепенно раскрывала героев и историю. Длинные сцены с бесконечными диалогами, неожиданные смерти и сюжетные ходы. Бен Аффлек решил сделать героев взрослее, чтобы получить возможность играть главного героя с самого начала. Но добавив Джо Коглину военного прошлого, он так в дальнейшем и не использовал его для развития сюжета и усложнения героя. Лишь раз упомянул уб этом в сцене знакомства с шефом полиции. Но тут же затмил этот факт другим, более важным. Большинство заманчивых сцен из книги сократил до прямолинейных и стандартных жанровых ходов.

А самый эффектный эпизод с ограблением военного американского корабля и вовсе упразднил. Скорее всего, создатели его посчитали слишком дорогим даже для такого не дешевого проекта, как «Закон ночи». В остальном все внимание режиссера-сценариста-продюсера-актера Аффлека отдано центральной части истории, когда Коглин и его партнёр Бартоло устанавливают свои законы в Тампе и захватывают рынок изготовления и поставки рома. Когда им приходилось общаться как с представителями правопорядка, так и с Ку-клукс-кланом, и с кубинцами, с итальянцами и вообще всеми, кто пытался с ними соперничать. Детально, повторяя лихейновский текст, Аффлек ведет своих зрителей к финалу, хотя очевидно, что он совершенно не хотел заканчивать всю эту историю.

Главной претензией к картине является то, что Бен Аффлек не умеет отдавать главные роли кому-то, кто не носит его фамилии. Он неоднократно получает массу отрицательных отзывов за свою игру, слишком простую и однообразную. А если вспомнить, что актер и реагирует на любую ситуацию с одинаковым выражением лица, то становится ясно, что вытащить картину, построенную на его персонаже, он попросту не может.

Самыми приятными появлениями можно назвать Брендана Глисона, играющего отца главного героя. Неутомимый ирландец, играющий свою небольшую роль так, будто она последняя в его карьере. А также многообещающую Эль Фанинг, героиня которой противостоит своими религиозными взглядами бизнесу Козлина и тремя сценами создает лучший образ этого проекта. Её отец по фильму - Крис Купер, тоже играющий далеко не главного героя, вторит дочери: его образ до самых последних кадров заставляет зрителей находиться в напряжении.

Зои Салдана и Сиена Миллер - просто красивые женщины, каждая в своём стиле, которым есть что показать. Про их актерские способности можно долго спорить, но полагаю, даже Аффлек их брал сюда не для великой игры.

Несмотря на ворох известных имен в титрах, запоминаются при просмотре не только они. Например, Крис Мессина удачно воплотил образ Диона Бартоло - главного подельника Коглина-Аффлека. Его герой получился смешным и опасным, в отличие от книжного скучного прототипа.

Судя по всему, первоначальный вариант картины не устроил продюсеров, поэтому немалая часть заявленных актеров так и осталась за кадром. А жаль, благодаря их небольшим ролям проект мог бы стать более драматичным и понятным. Именно ясности не хватило во время просмотра картины.

Перед трехкратным обладателем премии Оскар оператором Робертом Ричардсоном и композитором Гарри Грегсоном-Уильямсом стояли самые важные задачи при создании реалистичного гангстерского мира. Ричардсон огромное внимание уделил поездкам в мире, где скорость передвижения увеличивалась из года в год: все они смотрятся на одном дыхании и действительно захватывают дух, несмотря на понимание того, что никаких 220 км/ч тогда и в помине не было. Остальное - это красота и яркость природы американского Юга, эффектные женские образы, всевозможные перестрелки, драки и длинные диалоги с налётом ненавязчивого ретро в оформлении кадра. Саундтрек же отвечает в данном случае за основные эмоции. Кубинские мотивы перекликаются с ожидаемыми в гангстером кино мелодиями бандитского Чикаго и помогают придать целостность картине, которая была задумана явно с претензией на века.

«Закон ночи» - большое голливудское кино с такими же большими проблемами: слишком длинная история в основе, множество героев и боязнь уйти от литературного источника. Но плюсов всё равно больше: актерский состав, саундтрек, операторская работа и непростые сюжетные повороты - это история становления героя, и капелька монументализма ей не помешает. Но все-таки от режиссера Аффлека хочется видеть экранизации более личных историй с ансамблем героев, а не попытку постановщика выпятить своего любимого актёра. Хотя за образ благородного гангстера в белом костюме его могут на что-нибудь номинировать.

Оценка TenStars 7 из 10 Хорошо