Игровая индустрия и кинематограф всегда шли рука об руку. Оба этих направления изредка заглядывали на дружественную территорию, благодаря чему появлялись экранизации видеоигр и игры по кинолицензии. Но ещё лет десять назад никому бы и в голову не пришло, что игры могут соперничать с фильмами, а в чём-то их даже превосходить. Многим и сейчас подобные предположения кажутся дикостью, но реальность отрицать нельзя. Видеоигры уверенно начинают конкурировать с кинематографом, даря игрокам такие эмоции, которые нельзя испытать при просмотре даже самой увлекательной кинокартины. Жанра интерактивного кино, как такового, не существует. Просто существуют выдающиеся видеоигры, которым тесно в конкретных рамках, и потому их сложно отнести к определённому жанру. Среди подобных проектов есть такие, прохождение которых может заменить просмотр кинофильма. Мы подобрали пять игр, или если хотите интерактивных фильмов, в пяти разных жанрах: исторический детектив, японское приключение, молодёжный хоррор, фантастический боевик и напряжённый триллер.

The Last Express

Дата выхода
31 марта 1997
Разработчик
Smoking Car Production
Платформы
PC, iOS
Похожие фильмы
Незнакомцы в поезде, Убийство в восточном экспрессе, Гибель империи

Конечно же мы начнём наш рассказ с бессмертной классики. The Last Express – произведение единственное в своём роде и на данный момент ничего похожего игровая индустрия на свет так и не произвела. И если сейчас мы можем представить в играх реалистичную графику и живую анимацию, то для 1997 года картинка «Последнего экспресса» была невероятной. Джордан Мехнер (создатель небезысвестного «Принца Персии») проделал колоссальную работу, снимая живых актёров и оцифровывая их движения при помощи технологии ротоскопирования. Заметьте каково было уделено внимание к деталям: героя-немца играет и озвучивает немецкий актёр, британца – англичанин, русского – русский.

Но не картинкой единой очаровывал «Последний экспресс», а лихо закрученной историей, прекрасной атмосферой и необычным геймплеем. Действие игры происходит в реальном времени, и вы вольны заниматься чем угодно. Серьёзно, герой может прийти на концерт, который проводится в одном из вагонов поезда «Восточный экспресс» (маршрут Париж-Стамбул, время действия 1914 год), сесть в кресло и в реальном времени наслаждаться игрой оркестра столько сколько захочет. История не течёт по заранее установленному скрипту – поезд и все люди в нём живут собственной жизнью, вне зависимости от действий или бездействия героя. Около тридцати концовок, ворох интересных живых персонажей, исторический сеттинг – этим захватывает The Last Express. Даже сюжету игры тесно в рамках одного жанра: тут вам и детектив, и триллер, и историческая драма. Тем более обидно, что в своё время игру не приняли – люди просто оказались не готовы к такой нелинейности и свободе. Зато совсем недавно в Steam появилось современное переиздание, и, мой вам совет: не пожалейте каких-то 150 рублей, чтобы прикоснуться к подобному произведению.

Shenmue и Shenmue II

Дата выхода
29 декабря 1999 – 6 сентября 2001
Разработчик
Sega AM2
Платформы
Dreamcast, Xbox (Shenmue 2)
Похожие фильмы
Ип Ман, Олдбой, Ходячий замок

Сложно рассказать молодому поколению геймеров о том, чем же так хороша Shenmue. Чтобы понять всю прелесть этого произведения, в него нужно было играть и играть в то время, когда она вышла. А в то время Shenmue произвела невероятный фурор. Все амбиции разработчиков издатель Sega щедро поощрял, и в конце концов дошло до того, что бюджет только первой части игры разросся до 70 миллионов долларов – небывалой по тем временам цифре для игровой индустрии. Вторая часть оказалась ещё масштабнее, а соответственно ещё дороже. Руководитель проекта Ю Судзуки замахнулся на целый игросериал, всего запланировав для игры 16 частей. И игроки по всему миру были только рады. Но, не случилось. Shenmue пала жертвою собственной масштабности и высокой стоимости разработки. Даже суммарные продажи больше двух миллионов копий не спасли положения и вторая часть Shenmue, завершившаяся интригующим клиффхенгером, к сожалению, оказалась последней.

Так за что же все так любят Shenmue? Ощущения, которые не мог подарить ни один мастерски снятый кинофильм, прекрасно передавались в игре благодаря невероятной атмосфере. Сложно вспомнить более кинематографичной видеоигры. А кроме обилия сюжетных элементов, влияющих на развитие истории, игра поражала буквально полной свободой действий. Вы можете зайти в любой магазин, потрогать там любой товар и купить его. При этом чтобы получить деньги нужно устраиваться на работу. Чтобы научиться драться, можно брать уроки различных стилей единоборств, постепенно создавая свой собственный стиль. Огромный открытый мир, сотни персонажей и одна из самых проработанных историй в видеоиграх. Нет, фильмам подобного даже не снилось.

Until Dawn

Дата выхода
25 августа 2015
Разработчик
SuperMassive Games
Платформы
PS4
Похожие фильмы
Хижина в лесу, Зловещие мертвецы, Пятница 13е

«Дожить до рассвета» - игра сравнительно новая. Но это нисколько не отменяет того факта, что Until Dawn – чистокровный интерактивный фильм. В этом проекте сконцентрировались все попытки создать играбельное кино, ведь разработчики учли все ошибки предшественников. «Дожить до рассвета» одновременно высмеивает все известные клише ужастиков, при этом умудряясь и напугать, и рассказать интересную историю, и показать знакомые лица и конечно же позволяет поиграть. Начавшись как эксперементальный проект на PS3 заточенный под Move, Until Dawn на какое-то время умерла, чтобы затем воскреснуть в величии и славе на некстгене.

Именно играя в эту игру, не покидает ощущение, будто смотришь настоящее кино, только в тот момент, когда ты раньше мог только закричать в экран: «Разделяться – это глупая затея!» или «Обернись, убийца сзади!», теперь ты можешь вмешаться и герои будут вести себя так, как тебе того захочется. К тому же роли в игре исполняют не безымянные статисты, а довольно известные для киноманов личности (раньше себе такое позволяли только последние части Call of Duty, да Дэвид Кейдж со своим спорным Beyond: Two Souls). Вот Хайден Панттьери из «Героев», вот Бретт Далтон из «Агентов Щ.И.Т.А.», вот Рами Малек, играющий заглавную роль в популярном сейчас сериале «Мистер Робот», вот харизматичный Питер Стормаре, исполнивший роль злодеев в десятках фильмов и сериалов. Игра вышла совсем недавно, потому она ещё на слуху. В статье о лучших хоррор-играх этого года мы уже писали об Until Dawn, так что если хотите подробностей, можете нажимать сюда.

Fahrenheit: Indigo Prophesy

Дата выхода
16 сентября 2005
Разработчик
Quantic Dream
Платформы
PS2, Xbox, PC
Похожие фильмы
Матрица, Тёмный город, Конец света

Французская студия Quantic Dream во главе с Дэвидом Кейджем, пожалуй, одни из немногих новаторов и экспериментаторов в игровой индустрии. Именно Кейдж выдвинул теорию об «индустрии, которая не хотела взрослеть», в которой рассуждал о том, что современным игроделам попросту невыгодно создавать что-то новое, ведь и старое продаётся отлично. И раз уж правят бал однотипные шутеры и экшены, то разработчикам нет никакого смысла творить и создавать нечто необычное. Благо Quantic Dream к таким консерваторам не относятся, и все четыре на данный момент вышедшие их игры отличаются оригинальностью и изобретательностью. Два из четырёх их проектов мы и рассмотрим в этой статье (в список можно было бы включить и все четыре игры, но тогда материал можно было бы переименовать в «лучшие игры от Дэвида Кейджа).

Fahrenheit игра для своего времени революционная. В далёком 2006 все наперебой советовали друг другу игру «в которую, когда играешь – как будто бы кино смотришь». И действительно, благодаря своей кинематографичности Fahrenheit напоминает лихо закрученный фильм, который начинается с детектива про двух копов, а заканчивается неожиданным закосом под «Матрицу». Атмосферности способствовало так же то, что играбельных персонажей было сразу трое, благодаря чему мы могли следить за развитием истории с различных точек зрения. Кейдж при создании проекта использовал множество кинематографических приёмов, таких как, к примеру, разделение экрана на несколько частей, прямо как в сериале «24 часа». Прибавьте ко всему музыку от композитора Анджело Бадаламенти («Твин Пикс», «Маллхоланд Драйв» и другие) и вы получите невероятно киношную историю, которую интересно как смотреть, так и играть в неё.

Heavy Rain

Дата выхода
18 февраля 2010
Разработчик
Quantic Dream
Платформы
PS3
Похожие фильмы
Семь, Зодиак, Пленницы

Heavy Rain, на данный момент пожалуй лучшее, что может предложить жанр, условно называемый интерактивное кино. Не стоит рассматривать этот проект как игру – Heavy Rain, это уже нечто большее. После выхода данного проекта, многие наперебой стали заявлять, что именно такими будут «игры будущего». Но прошло уже пять лет, а кроме вялых попыток Telltale Games повторить такой успех, ничего подобного никто так и не смог создать. Что уж говорить, даже сама студия Quantic Dream, пытаясь повторить собственный успех, не смогла со своим Beyond: Two Souls превзойти Heavy Rain. Причина кроется в том, что создать нечто подобное невероятно сложно. Не помогут для этого ни знаменитые лица (Уиллем Дефо и Эллен Пейдж не смогли вытащить Beyond), ни огромные бюджеты, ни большая команда разработчиков. Необходима в первую очередь продуманная нелинейная история вкупе с запоминающейся атмосферой.

В Heavy Rain как раз и была такая история, причём история мрачная, холодная и жёсткая. Сюжет заключается вот в чём: четверо персонажей – Детектив, Журналист, ФБРовец и отец похищенного ребёнка - каждый своим путём ведут поиски жестокого убийцы. Но это только завязка, ибо дальше для каждого игрока открывается своя собственная история. Множество выборов, каждый из которых несёт за собой последствия, делают игру абсолютно нелинейной. Интересный момент: когда два человека, прошедших игру, встречались и начинали обсуждать её, как правило каждый рассказывал совершенно разные истории. Да и если игрок проходил Heavy Rain, за ним зачастую усаживалась семья или девушка, которые просто смотрели на экран и получали впечатления, схожие, а то и превосходящие впечатления от просмотра кино.